Колапова гора. Очень люблю здесь бывать. Это последняя гора по течению Чусовой, дальше река бежит по равнине. Сейчас здесь тихо и безмятежно.
А в 1581 году здесь проплывали струги Ермака из Чусовских Городков покорять Сибирь. На том берегу Чусовой, на вершине Колаповой горы, стояла раньше маленькая деревенька, в которой, по преданию, ночевал Ермак. Именно здесь вслед его дружине раздавалось прощальное: "Да хранит вас Господь!"
Если оглянуться видно старинную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, история которой уходит в
глубь веков...
В переписях строгановских владений за 1579 год значится село Камасино, в котором уже тогда была церковь, священник, дьякон, пищальники и около десяти дворов с семьями русских, православных-христиан. Нам, нынешним, не понять, зачем в маленькой деревушке Камасино, где жили 28 человек «обоего полу», голодные изработанные мужики строили, в первую очередь, Божий храм. Но если бы не была так крепка вера, разве выжили бы они среди суровых уральских лесов, где медведей в то время встретить было гораздо легче, чем людей.
Люди бежали сюда от царских репрессий, и этот край, богатый рыбой и зверем, был для них благодатным и приемлемым, а также, в какой-то мере отдаленным и глухим. Им пришлось выдерживать противостояние с местным (коренным) населением, которое проживало здесь ранее, воспринимавшее новых пришельцев не совсем дружелюбно, даже враждебно, видя в них соперников и конкурентов. Это были народы финно-угорской языковой группы: ханты (остяки) и манси (вогулы).В этой сложной обстановке жителям Камасино приходилось уповать только на себя и на бога, что послужило мотивом для строительства в 1577 году первой маленькой церкви на берегу реки Чусовой над Камасинской Курьей во имя Рождества Причистия Богородицы.
В 1581 году, когда Ермак со своей казачьей дружиною «пошли воевати Сибирь», Камасино уже представляло определенный форпост русских на стыке трех рек: Усьва, Вильва, Чусовая, что позволяло контролировать все передвижения по рекам и на данной территории. Свою первую остановку, чтобы передохнуть, казаки сделали именно здесь, посетив поутру божий храм и, перекрестившись перед иконой Георгия Победоносца, отправились далее вверх по реке в неизвестность.
А с 1702 года, после прохождения первого каравана барок с металлом, когда река Чусовая становится главной транспортной магистралью Урала, значимость этих мест резко возросла, что послужило притоком дополнительного населения из других регионов России. Камасино становится христианским православным центром для жителей всех окрестных деревень, а также для тех тружеников речного сплава, которые останавливались на Камасинской пристани для ночевки. Поэтому жителями села в 1745 году на сходе было принято решении о построении нового храма, более просторного Что и было сделано к 1775 году, когда была построена и освящена , ныне существующая церковь с колокольнею «Рождества Пресвятыя Богородицы» во благо укрепления христианской веры и единства русского православия на этой земле.
Храм строили из моченой лиственницы, одними топорами. Его построили в 1775 году на месте более древнего храма. В конце XVIII века обшили снаружи досками из той же лиственницы.
Когда в России в 1917 начались годы лихолетья и человеческого противостояния, Камасинская церковь разделила судьбу многих. На священнослужителей обрушились репрессии.
«…30 марта 1937 года в поселке Камасино проходило собрание жителей по вопросу о культурно-бытовом обслуживании поселков. Попутно, по инициативе Чусовского горсовета, был поднят вопрос о закрытии церкви и использовании ее здания под клуб. Присутствовавшее взрослое население большинством предлагало использовать другие имеющиеся здания, но, благодаря тому, что в голосовании приняли участие несовершеннолетние, а комсомольцы поднимали обе руки, результат голосования получился за закрытие церкви(68 голосов за закрытие и 48 против)».
Из заявления членов церковного совета Камасинского храма,
Так 68 голосами, в основном несовершеннолетних (тогда как в церковной общине Камасинского храма состояло 400 человек), было принято решение закрыть единственный в то время в Чусовом православный храм.
Несовершеннолетним здание и досталось, но только не как клуб. Храм, в 1937 году, забран под детский спецприемник – распределитель системы НКВД.
Купола и колокольню уничтожили позднее, уже в шестидесятых, когда в церкви действовала колония для малолетних преступников, руководству которой не было дела, что они калечат памятник архитектуры. О духовном его значении вспомнили только в 1996 году, когда, как утопающему за соломинку, лишенному идеалов обществу надо было за что-то ухватиться.
В этом храме мы крестили своего Степашку.